АЛЕКСАНДРИТ
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
АЛЕКСАНДРИТМЕСТОРОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТОВПРОДАЖА АЛЕКСАНДРИТОВКОНТАКТЫ


КАРТА САЙТА
ТЕРМИНОЛОГИЯ МИНЕРАЛОВ
ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРИТОВ
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ТУ АЛЕКСАНДРИТОВ
ОСОБЕННОСТИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
ОГРАНКА АЛЕКСАНДРИТОВ
ГЕММОЛОГИЯ
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ИММЕРСИОННЫЙ МЕТОД
МЕТОД ТЯЖЕЛЫХ ЖИДКОСТЕЙ
МЕТОД ЧЕЛСИ
РЕВЕРС АЛЕКСАНДРИТА
ПРОВЕРКА РЕВЕРСА АЛЕКСАНДРИТА
ЦВЕТА АЛЕКСАНДРИТОВ
ПАЛИТРА АЛЕКСАНДРИТОВ
ПРОВЕРКА ЦВЕТОВ АЛЕКСАНДРИТА
ПЕРЕД ПОКУПКОЙ АЛЕКСАНДРИТА
СТОИМОСТЬ АЛЕКСАНДРИТА
ВЕС АЛЕКСАНДРИТА
1 КАРАТ АЛЕКСАНДРИТА
СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ
МЕСТОРОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТОВ
КАМЕНЬ СИЛЬНЫХ И БОГАТЫХ
УХОД ЗА ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ
АЛЕКСАНДРИТ. КАК ОТЛИЧИТЬ?
ПЛЕОХРОИЗМА АЛЕКСАНДРИТА
ПЛЕОХОРИЗ ДРАГОЦЕННІХ КАМНЕЙ
ВКЛЮЧЕНИЕ В АЛИКСАНДРИТЕ
ВКЛЮЧЕНИЯ В ХРИЗОБИРИЛЛАХ
ИСКУССТВЕННЫЙ АЛЕКСАНДРИТ
ПРАВИЛО 4С
ФОРМА И СИНГОНИЯ КРИСТАЛЛОВ
ОБЛИК АЛЕКСАНДРИТА
ЧЕРТЫ АЛЕКСАНДРИТА
ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЕКСАНДРИТОВ
СИНТЕЗ АЛЕКСАНДРИТА
ХРИЗОБИРИЛЛ
ДИСПЕРСИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ИМИТАЦИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ДИХРОИЗМ АЛЕКСАНДРИТА
АЛЕКСАНДРИТ ПРОФИЛЬ
РАЗМЕРЫ И ВЕС
ОГРАНКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ
ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
ЦВЕТ ДРАГОЦЕННЫХ КАНЕЙ
ДВУЛУЧЕПРЕЛОМЛЕНИЕ
ПЛЕХРОИЗМ И ДИХРОИЗМ
КРИСТАЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА
ШКАЛА МООСА


КЛАССИФИКАЦИЯ АЛЕКСАНДРИТА
 

Loading

  По современным международным и отечественным классификациям драгоценных камней александрит относится к камням I категории (класса, порядка), то есть ценится весьма высоко, наравне с алмазом, изумрудом, синим сапфиром, рубином, благородным черным опалом, жадеитом-империалом, оранжевым сапфиром-падпараджей и шпинелью-лалом. 
   Здесь надо отметить, что понятие «драгоценный камень» является чисто человеческим, не присущим Природе, для которой нет значительной разницы между кристаллами алмаза, и, например, его «бедного родственника» графита… 
   Человек же относит к драгоценным и поделочным камням те редкие разновидности минералов (в ряде случаев – горных пород), которые обладают следующим рядом необходимых и достаточных свойств: 

• красотой и неповторимостью, выражающейся в цвете, рисунке, особых оптических эффектах, радующих наше эстетическое чувство; 
• практичностью использования: устойчивостью в обработке, долговечностью в ношении и хранении; 
• относительной редкостью нахождения и трудностью добычи, обуславливающих высокую цену камня, ограниченность круга его владельцев и возможность использования его в качестве «сокровища». 

   С этим был категорически не согласен академик Александр Евгеньевич Ферсман (1883–1945), считавший, что на первый план должна выйти красота камня и писавший в 1925 году [84]: «Надо отказаться от выражения «драгоценные камни», ибо нельзя согласиться с оторванными от жизни исследователями, которые в своих лучших трактатах, посвященных самоцвету, писали: «Драгоценными камнями называются минералы, которые характеризуются красотой, прочностью, редкостью, ценностью и модой». Выражение драгоценный камень должно быть заменено словом «самоцвет», хорошо выражающим замечательные свойства этого камня». 
   Это, безусловно, было бы здорово, но мы знаем немало примеров, когда камень, обладающий поистине уникальными декоративно-эстетическими качествами, ценится очень невысоко ввиду своей широкой распространенности, доступности и низкой себестоимости добычи (например, флюорит). К сожалению, в этом случае он либо вовсе не используется в ювелирном деле и декоративно-прикладном ремесле, либо изделия из него при низкой стоимости обладают невысоким качеством обработки и нередко весьма безвкусны. Примеры этому мы видим каждый день на прилавках наших магазинов и лотках уличных торговцев… 
   К началу третьего тысячелетия жизнь все расставила по своим местам и такие вечные свойства, как «красота, прочность, редкость, ценность и мода», по прежнему определяют понятие драгоценного камня. 
   Все эти необходимые и достаточные свойства вполне присущи александриту. 
  Эстетические качества: Минерал хризоберилл и его разновидность александрит не могут похвастаться высокими оптическими характеристиками (показателем преломления, дисперсией), которые так характерны для алмаза (дисперсия 0,011 у александрита против 0,044 у алмаза) и некоторых других минералов и обуславливают так называемую «игру» камня – испускаемые им яркие многоцветные лучи. Тем не менее, из всех минералов, использующихся в качестве драгоценных камней, александрит обладает наиболее резко выраженным «реверсом» или «александритовым эффектом» – способностью резко менять свою окраску от зеленой до красной при изменении условий освещенности. Чем же вызвано это свойство? 
   Присутствующие в александрите в незначительном количестве примеси катионов Cr3+, замещающих Al, дают в присутствии примесей Fe2+ специфические полосы поглощения в оптическом диапазоне в интервалах длин волн 410–420 и 565–595 нм связанные с переходами 4А2g→4Т2g →4Т1g в ионе Cr3+. Для таких полос поглощения длины волн 415 и 580 нм являются пороговыми. Если энергия переходов превышает критические значения, то александрит становится зеленым, если не превышает — красным. 
   Александрит чувствителен к спектральному распределению энергии в освещении, так как энергия полос поглощения в спектре александрита перекрывает критические значения длин волн, колеблясь от 410 до 420 и от 565 до 595 нм. «Окна» между полосами поглощения переходов →4Т1g и →4T2g в спектре александрита пропускают часть солнечного света с максимумом интенсивности в сине-зеленой области – и минерал кажется зеленым при дневном свете. Длинноволновое же излучение лампы накаливания с максимумом интенсивности в оранжево-красной области (более 600 нм) придает александриту красную окраску [58]. Наблюдаемое же резкое изменение цвета камня связано вдобавок с физиологическими особенностями восприятия человеческого глаза, наиболее чувствительного к зеленому цвету, оно больше зависит от природы зрительной системы человека, чем от резкого изменения оптических характеристик самого александрита, которое при этом, зачастую, даже не фиксируется высокоточными спектрометрами [31]. 
  Не стоит также забывать, что александрит обладает очень высоким плеохроизмом, то есть способностью изменять свой цвет по разным кристаллографическим направлениям. Так, даже при ярком солнечном свете, на фоне зеленой окраски камня, при рассматривании его под разными углами зрения, хорошо заметны красные отблески. 
  Если изложить все сказанное выше более кратко и менее наукообразно, то испускаемый александритом отраженный и пропущенный свет представляет собой сложную смесь красного и зеленого цветов, балансирующих на очень тонкой грани. В зависимости от источника освещения (яркий солнечный свет, вечернее или искусственное освещение), а также от ориентировки кристалла, баланс цветов резко смещается в сторону красных или зеленых, что выглядит весьма эффектно и таинственно. 
   Стоит подчеркнуть, что при увеличении размеров (толщины) камня эти явления проявляются более отчетливо. 
   Оценщики ювелирных камней выделяют три степени изменения окраски (александритового эффекта): 
• 1А – 70–100% изменение окраски; 
• 2А – 40–70% смена окраски; 
• 3А – 10–40% изменение окраски. 
   Кроме того, специалисты выделяют коэффициент оттенка окраски, который изменяется от красного через пурпурный к оранжево-красному. Оцениваются также показатели тона и насыщенности цвета как для зеленого, так и для красного. Наиболее оптимальным считается 70–80-ти процентное изменение окраски, так как камни, имеющие более высокий реверс, из-за оптических особенностей на первый взгляд кажутся мутноватыми и темными, несмотря на то, что они не имеют включений и абсолютно прозрачны. Для уральских александритов оптимальным реверсом является около 70–75%. 
   Практичность использования: Хризоберилл-александрит обладает весьма высокими прочностными свойствами – твердость его по шкале Мооса – 8,5 единиц, в ней он уступает только корунду (рубину, сапфиру) – 9 и алмазу – 10, будучи более твердым, чем подавляющее большинство прочих драгоценных камней. Тем не менее, александрит довольно хрупок, особенно при усилии сдавливания, а также обладает спайностью (способностью легко колоться по определенным направлениям), что создает определенные трудности при его обработке (подробнее см. раздел «Особенности обработки александрита»). 
   В отличие от многих других драгоценных камней (аметиста, розовых кварца и топаза и др.), окраска александрита весьма стойкая и с течением времени не выцветает. Она может измениться лишь при сильном нагревании (свыше 1200°С) или под действием интенсивного радиоактивного облучения. 
   Камень стоек к воздействию различных кислот (за исключением плавиковой и борной), но не очень устойчив к щелочам. 
   Редкость нахождения александрита обусловлена сложностью и нечастой встречаемостью природных процессов, приводящих к его образованию. 
   Популярно рассмотрим это на примере уральских месторождений, уже упоминавшихся нами Изумрудных копей, где он был впервые найден. 
   При сложных глубинных процессах, происходящих в недрах Земли, образуются различные магматические расплавы, которые при дальнейшем внедрении в верхние части земной коры, остывании и кристаллизации производят горные породы разного химического и минерального состава. К таким резко контрастным по составу породам относятся, с одной стороны, ультраосновные породы (перидотиты, дуниты) богатые Mg, Ca, Fe, Cr, Ni, V, Co и обедненные по сравнению с другими Al, SiO2 и редкими элементами, в частности Bе; а с другой – ультракислые породы, в частности редкометалльные (бериллиеносные) пегматиты, резко обогащенные Be, Al, SiO2. При внедрении редкометалльных пегматитов в измененные ультраосновные породы, превращенные в серпентиниты, тальковые и тальк-хлоритовые сланцы, в контактовой зоне происходит сложный обмен химическими элементами между этими контрастными по составу породами в присутствии перегретой воды и раскаленной газо-паровой смеси. Так происходит «контактово-метасоматическое», «гидротермально-метасоматическое» минералообразование. В числе прочих минералов (слюды – флогопита и биотита, полевых шпатов, актинолита, талька, апатита, флюорита), в этой зоне образуются и более редкие минералы, использующиеся в качестве драгоценных камней – хромсодержащий берилл (изумруд) Be3Al2[Si6O18], хромсодержащий хризоберилл (александрит) BeAl2O4, фенакит Be2SiO4 (рис. 19), а также более редкий эвклаз BeAlSiO4(OH) (рис. 20).
 
   По химическим формулам этих минералов отчетливо видно, что бериллий, алюминий и двуокись кремния для процесса их образования поставляли пегматиты, в то время как хром, который как раз придает зеленую окраску изумруду и эффект изменения окраски александриту извлекался при этом процессе из измененных ультраосновных пород (рис. 14). 

   Подробнее о происхождении уральских изумрудов и александритов и о геологическом строении их месторождений рассказано ниже в соответствующих разделах. 
   Помимо перечисленных выше важнейших качеств, определяющих значимость самоцвета, не стоит забывать еще об одной важной детали, влияющей на восприятие того или иного камня человеком. Это… мода. Да, именно переменчивая, капризная мода… Почему тот или иной камень в одночасье становится популярным, а затем впадает в «немилость» – одному Богу известно. Мода на александрит также испытала ряд крутых поворотов, особенно на его «родине» – в России. О поверьях, связанных с александритом и о их влиянии на отношение к нему мы расскажем позднее, а сейчас, в качестве иллюстрации к тезису о моде и «несправедливости» в отношении к камню, несколько слов о другом замечательном самоцвете. 
   Одно время было широко распространено поверье, что один из самых красивых и дорогих самоцветов – благородный опал, является камнем ненадежным и приносящим беду, источником зла, несчастий и запретных удовольствий. Считалось, что он влечет праздную душу к черной магии, возбуждает злобу и подозрение, сеет раздоры, омрачает разум страхом перед будущим и темнотой [52]… Злому действия опала в исторических хрониках приписывалась, например, эпидемия чумы, охватившая в XVI веке Италию и унесшая множество жизней… 
   Поверье о несчастливости опала особенно было распространено в Европе в начале и в середине XIX века, вследствие чего торговля опалом в большинстве стран Европы и Америке значительно сократилась. В частности, известен факт, что венские ювелиры, полностью потеряв своих покупателей, выбросили большую партию опалов в Дунай. Масла в огонь подлил знаменитый английский писатель, сэр Вальтер Скотт (1771–1832), опубликовавший в 1829 году мистико-исторический роман «Анна Гейерштейн», переведенный на многие языки и чрезвычайно популярный (в русском переводе 1830 года – «Карл Смелый или Анна Гейерштейнская, дева мрака»). Героиня романа – леди Гермион, носившая в волосах крупное украшение с благородным опалом, чутко реагировавшим изменением цвета на ее настроение, умирает загадочной смертью, которую автор связывает с действием опала. Опал же этот, будучи окроплен святой водой, теряет свои драгоценные качества превратившись в обычный булыжник, и выбрасывается от греха подальше в море… Большинство авторов, пишущих об истории камня, в том числе современников Вальтера Скотта, связывают негативное отношение к опалу, возникшее в середине XIX века, (прямо скажем, истерию), с воздействием этого литературного произведения. Супруга Наполеона III, императрица Франции Евгения, из суеверия никогда не носила опалы, хотя этот камень нравился ей чрезвычайно. Сразу после коронации английский король Эдуард VII, боясь возможных несчастий, приказал заменить в своей короне все опалы рубинами. Принцесса Стефания Бельгийская, после того, как муж ее покончил с собой, поспешила избавиться от всех фамильных украшений с этим камнем [35], [52]. Все эти поверья связывались с опалами европейского происхождения, потому как именно они составляли на рынке абсолютное большинство. Но в 1872 году в Австралии были открыты крупнейшие в мире месторождения благородных опалов. Сразу встал чисто коммерческий вопрос о возвращении доброго имени этому самоцвету для улучшения рынка сбыта. 
Английская королева Виктория, в чьем владении тогда находились эти месторождения, несмотря на суеверия, начала носить австралийский опал, рекламируя его таким способом, и даже подарила многочисленные украшения с эти камнем своим пяти дочерям, судьба которых, как указывают историки, не была омрачена никакими несчастиями. Коммерческие соображения все-таки возобладали, и вначале мнение общественности сформировалось таким образом, что не приносящим никаких несчастий стал считаться черный благородный опал, составлявший к тому времени значительную часть добываемых в Австралии камней и практически отсутствовавший в европейских месторождениях. Затем был пущен слух, что австралийские опалы, в отличие от европейских, не обладают никакими дурными качествами, благо европейские месторождения, практически отработанные к тому времени, были уже заброшены. Сейчас Австралия поставляет на мировой рынок более 90% всех благородных опалов… 
   Типичным примером легенд о «несчастливости» опала является следующая, приведенная Б.Ф. Куликовым [35]. В 1875 году эпидемия холеры охватила Испанию, и король Альфонсо XII подарил королеве Мерседес в качестве талисмана от этой болезни перстень с замечательным опалом. Королева вскоре умерла, а перстень выпросила свояченица короля, которая также не замедлила умереть от холеры. Украшение стал носить сам король, но и он через короткое время скончался. Перстень с опалом сочли несчастливым и пожертвовали изображению святой девы Алумденской, покровительницы Мадрида. Чуть позже выяснилось, что причиной смерти членов королевской семьи было неудовлетворительное состояние дворцовой канализации…

 
 
 
 

 



01
02