АЛЕКСАНДРИТ
ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ
АЛЕКСАНДРИТМЕСТОРОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТОВПРОДАЖА АЛЕКСАНДРИТОВКОНТАКТЫ


КАРТА САЙТА
ТЕРМИНОЛОГИЯ МИНЕРАЛОВ
ИСТОРИЯ АЛЕКСАНДРИТОВ
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ТУ АЛЕКСАНДРИТОВ
ОСОБЕННОСТИ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
ОГРАНКА АЛЕКСАНДРИТОВ
ГЕММОЛОГИЯ
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ИММЕРСИОННЫЙ МЕТОД
МЕТОД ТЯЖЕЛЫХ ЖИДКОСТЕЙ
МЕТОД ЧЕЛСИ
РЕВЕРС АЛЕКСАНДРИТА
ПРОВЕРКА РЕВЕРСА АЛЕКСАНДРИТА
ЦВЕТА АЛЕКСАНДРИТОВ
ПАЛИТРА АЛЕКСАНДРИТОВ
ПРОВЕРКА ЦВЕТОВ АЛЕКСАНДРИТА
ПЕРЕД ПОКУПКОЙ АЛЕКСАНДРИТА
СТОИМОСТЬ АЛЕКСАНДРИТА
ВЕС АЛЕКСАНДРИТА
1 КАРАТ АЛЕКСАНДРИТА
СИНТЕТИЧЕСКИЙ АЛЕКСАНДРИТ
МЕСТОРОЖДЕНИЯ АЛЕКСАНДРИТОВ
КАМЕНЬ СИЛЬНЫХ И БОГАТЫХ
УХОД ЗА ДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ
АЛЕКСАНДРИТ. КАК ОТЛИЧИТЬ?
ПЛЕОХРОИЗМА АЛЕКСАНДРИТА
ПЛЕОХОРИЗ ДРАГОЦЕННІХ КАМНЕЙ
ВКЛЮЧЕНИЕ В АЛИКСАНДРИТЕ
ВКЛЮЧЕНИЯ В ХРИЗОБИРИЛЛАХ
ИСКУССТВЕННЫЙ АЛЕКСАНДРИТ
ПРАВИЛО 4С
ФОРМА И СИНГОНИЯ КРИСТАЛЛОВ
ОБЛИК АЛЕКСАНДРИТА
ЧЕРТЫ АЛЕКСАНДРИТА
ДРАГОЦЕННЫЕ И ПОДДЕЛОЧНЫЕ КАМНИ
ФИЗИКО-МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЕКСАНДРИТОВ
СИНТЕЗ АЛЕКСАНДРИТА
ХРИЗОБИРИЛЛ
ДИСПЕРСИЯ
КЛАССИФИКАЦИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ИМИТАЦИЯ АЛЕКСАНДРИТА
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
ДИХРОИЗМ АЛЕКСАНДРИТА
АЛЕКСАНДРИТ ПРОФИЛЬ
РАЗМЕРЫ И ВЕС
ОГРАНКА ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ ЦВЕТОВ
ЦВЕТОКОРРЕКЦИЯ ДРАГОЦЕННЫХ КАМНЕЙ
ЦВЕТ ДРАГОЦЕННЫХ КАНЕЙ
ДВУЛУЧЕПРЕЛОМЛЕНИЕ
ПЛЕХРОИЗМ И ДИХРОИЗМ
КРИСТАЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА
ШКАЛА МООСА


ОПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА


Loading
 
 

Среди различных свойств драгоценных и полудрагоценных камней особое место принадлежит оптическим свойствам. Это цвет и блеск, игра и люминесценция, световые фигуры и переливы. При определении камней также большое значение имеют сведения об оптических свойствах.

Цвет

Цвет обычно стоит на первом плане при оценке драгоценных и полудрагоценных камней. Однако для большинства камней он не является надежным диагностическим признаком, так как многие камни имеют одинаковый цвет, а с другой стороны, многочисленные виды драгоценных камней встречаются в совершенно различных цветовых вариациях.
Цвета драгоценных и полудрагоценных камней возникают, когда из общего спектра поглощается только один волновой диапазон (т. е. и соответствующий цвет), а оставшиеся цвета дают специфический цвет, но ни в коем случае не белый. Если драгоценный камень пропускает волны всех длин, то он бесцветен. Если же он поглощает весь свет, то камень черный. Если поглощается одинаковое количество волн всех длин, то камень мутно-белый или серый.

В первую очередь металлы и их соединения поглощают волны определенной длины в спектре белого света и придают цвет драгоценным и полудрагоценным камням: это, прежде всего, хром, железо, кобальт, медь, марганец, никель и ванадий.

Штуф со скипетрами. Мексика.

Цвет циркона и дымчатого топаза зависит не от примесей, а вызван деформацией внутренней структуры кристаллической решетки.

Длина светового пути через кристалл также влияет на поглощение света и, таким образом, на цвет. Поэтому при шлифовке следует стараться выгодно использовать этот факт. Светлые камни делают более массивными и (или) придают им такое расположение граней, чтобы цвет углублялся с помощью удлиненного пути поглощения. Камни темных оттенков должны быть тоньше. Например, темно-красный гранат-альмандин часто имеет выемку на нижней стороне.

Искусственный свет влияет на цвет драгоценных и поделочных камней постольку, поскольку он имеет состав, отличный от дневного света. Цвет некоторых камней (например, сапфира) проигрывает при искусственном освещении, а некоторые камни в искусственном свете сияют особенно эффектно (например, рубин и изумруд). Ярче всего такая смена цвета (называемая переливом) выражена у александрита. При дневном свете он зеленый, а вечером при искусственном освещении - красноватый. Несмотря на то что цвет имеет большое значение для драгоценных камней, не существует (за исключением алмаза) практического метода объективного определения цвета. В сравнительных цветовых таблицах мера субъективизма очень велика. Применяемые в науке измерительные методы определения цветов слишком сложны и затратны для торговли.

Цвет черты

Драгоценные камни отличаются очень изменчивой окраской, даже если относятся к одному виду минерала. Так, например, берилл имеет все цвета спектра, но может быть и бесцветным. Эта бесцветность является собственно первоначальным цветом, ее называют собственной, или идиохроматической, окраской. Все прочие цвета - это посторонние или примесные цвета, возникшие вследствие присутствия окрашивающих примесей.

Цвет черты (или цвет в порошке) может благодаря своей константности служить для определения драгоценных и полудрагоценных камней. Цвет порошка устанавливают по черте, которую оставляет минерал, если им с нажимом провести по неглазурованной фарфоровой пластинке (бисквиту). Например, у гематита стального цвета цвет черты красный, у пирита латунного цвета - черный, у голубого содалита - белый.

При определении цвета черты более твердых камней рекомендуется сначала соскоблить стальным напильником немного порошка с камня, а затем растереть его на пластинке.
Метод определения драгоценных и поделочных камней с помощью цвета черты интересен только для коллекционеров. У отшлифованных драгоценных камней не следует определять цвет черты, так как можно их поцарапать.

Болдер - опал в материнской породе. Австралия

Изменение цвета

Существуют драгоценные камни, со временем меняющие окраску. Например, аметист, розовый кварц и кунцит могут под воздействием солнечного света выцвести почти до бесцветности. Однако в целом такие природные изменения цвета встречаются редко. Гораздо чаще изменение цвета происходит в результате вмешательства человека - облагораживания окраски камней.

Самый известный способ - это обжиг аметиста. При температуре в сотни градусов Цельсия первоначально фиолетовый камень приобретает светло-желтый, красно-коричневый, зеленый или молочно-белый цвет. Большинство цитринов в ювелирной торговле и почти все празиолиты - это искусственно окрашенные аметисты.

Зеленоватые аквамарины приобретают в результате обжига темно-синий цвет, слишком темные турмалины осветляются, а голубые турмалины становятся зелеными. Циркон цвета алмаза и аквамарина получают в результате обжига менее ценной красновато-коричневой разновидности циркона - гиацинта.

В последнее время цвет камней также облагораживают с помощью радиационного и рентгеновского облучения, а также путем бомбардировки элементарными частицами.
Изменения цвета обычно столь естественны, что их нельзя распознан, невооруженным глазом. Однако иногда некоторые из таких порченных искусственно цветов недолговечны. Случается, камни выцветают, приобретают другую окраску или становятся пятнистыми.

Улучшение цвета пористых драгоценных камней, таких как ляпис-лазурь, бирюза, жемчуг или агат, достигается путем пропитки красящими веществами, маслами и воском. Такой способ окрашивания был известен уже в древности.

Торговые предписания.

 При продаже все искусственные изменения цвета драгоценных и полудрагоценных камней должны быть недвусмысленно обозначены в соответствии с нормативами Международной конфедерации ювелирных изделий, бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней (CIBJO), за исключением ниже перечисленных драгоценных и полудрагоценных камней, «с которыми в результате термической обработки произошло постоянное и необратимое изменение окраски: янтарь, берилл (аквамарин, морганит), корунд (сапфир, рубин), кварц (цитрин, празиолит, аметист), топаз (розовый топаз), турмалин (всехцветов), цоизит (голубойтанзанит)».

Искусственное изменение цвета также не требуется указывать для тех драгоценных и полудрагоценных камней, «с которыми в результате термической обработки и под воздействием кислот и красителей произошло постоянное и необратимое изменение окраски, таких как ленточный агат, карнеол, оникс, зеленый и голубой агат».

 

 
 
 
 
 


01
02